Выступление директора направления «городское хозяйство» фонда института экономики города С. Б. Сиваева.
Энергосервис, началось это дело на Западе с начала 70 х годов и особое развитие получило в середине 90 – х годов.
Повышение энергоэффективности в значительной степени проблема политическая, которая была впервые определена после энергетического кризиса в конце семидесятых годов. Собственно, это был первый импульс, связанный с проблемой энергоэффективности. Много бюджетных денег тратилось тогда на стимулирование программы энергоэффективности. Практически везде, где работа по повышению энергоэффективности дала какие-то существенные, значимые результаты. Импульс этой работе был дан в первую очередь политический. То есть, как ни странно, энергоэффективность пришла не столько из коммерческого сектора не из бизнес сектора, там эти процессы развивались бы закономерно в связи с необходимостью снижения издержек или из тех или иных рыночных мотивов.
В России в конце 2009 года был принят закон о повышении энергоэффективности (закон № 261-ФЗ). Закон с одной стороны достаточно долго готовился, затем принимался в большой спешке, на то были разные политические причины. Закон получился в значительной степени декларативным, многие положения которого невозможно исполнить в установленные сроки. Но, тем не менее, этот закон дал серьёзный политический импульс проблемам связанным с повышением энергоэффективности. Ни для кого не секрет, что Российская экономика крайне энергозатратна и один из серьёзных факторов повышения энергоэффективности экономики - это как раз сокращение потребления энергоресурсов. А если посмотреть структурно, в каких отраслях потенциал энергосбережения наиболее существенен, понятно, что индустрия в этом смысле идёт на первом месте. У нас масса энергозатратных отраслей, таких как нефтехимия, всё, что связанно с производством удобрений, алюминиево-металлургическая, целюлёзно-бумажная промышленность.
Но наряду с индустрией в России около 40% потенциала повышения энергоэффективности находится в городском хозяйстве и частности в сфере ЖКХ. Согласно новых строительных норм энергетические затраты должны составлять не более 190 – 210 кв/ч на м² в год. По факту в наших северных районах они могут превышать 400 кв/ч на м² в год. В тоже время европейские нормы меньше 145 кв/ч на м² в год. И это не только для вновь возводимых зданий, но и для реконструируемого жилищного фонда. Это тоже надо понимать, что это крайне важная тема. Даже если посмотрим объём жилищного строительства на период до десяти лет,то соотношение вновь построенных и существующих домов будут в соотношении 1/15. Т. е. без решения проблемы повышения энергоэффективности существующего жилищного фонда, мы проблему повышения энергоэффективности в целом не решим. И в этой связи рассмотрим потенциал приведения в порядок наших зданий в жилищной или административной сфере. Речь пойдёт о механизме энергосервисных контрактов.
Энергосервисные контракты это то, о чём сейчас очень много говорят. Энергосервисные контракты присутствуют во всех муниципальных программах по повышению энергоэффективности, которые принимались у нас после принятия закона. Они очень быстро расплодились по всей стране и чаще всего написаны под копирку. Потому, что так закон требовал!
В этой связи я бы выделил особняком две темы: тема энергоаудита зданий и формирования энергопаспортов; и вторая тема - это заключение энергосервисных контрактов и некие практические действия, связанные с повышением энергоэффективности бюджетных зданий. Российская практика показывает, практически все административные здания оснащены приборами учёта энергии, но далеко не всегда имеют возможность регулировать, в частности теплопотребление. Главный платёж, связанный с энергетикой - это оплата за отопление. Получается, мы только фиксируем факт отопления. Практика показывает, что довольно часто в общественных зданиях, совершенно осознанно допускается перетоп, особенно в школах и детских садах: лучше перетопить, чем не дотопить. Установка приборов учёта приводит к тому, что фактически оплата за потребляемые ресурсы становится больше нормативной. Возможность оптимизации температурных режимов в пределах суточного и недельного цикла режимов обслуживания зданий, это важная вещь для того чтобы так же оптимизировать платежи за потребление ресурсов.
Так вот тема энергосервисных контрактов и энергосервисных бизнесов озвучивается достаточно часто, но в реальной российской практике реальной реализации энергосервисных котрактов практически не видно. Сейчас большей частью под энергосервисными контрактами подразумевается поставка приборов учёта, приборов с возможностью регулирования энергопотребления. Поставка этого оборудования в рассрочку. Но по сути поставки оборудования в рассрочку к энергосервису никакого отношения не имеют.
А теперь, что такое энергосервис в классическом понимании, так, как это принято в международной практике. Смысл бизнеса по энергосирвису заключается в том, что энергосервисная компания принимает на себя риски, связанные с достижение эффекта энергоэффетивности. Это означает, что оплата услуг энергосервисной компании всегда зависит от результатов с фактическим реальным энергосбережением. Чем отличается от договора поставки оборудования в рассрочку: там поставили оборудование, за него нужно просто расплатиться. Будет эффект, не будет эффекта - это уже дело того, кто закупил это оборудование. В формате энергосервиса вы платите только в том случае, если оборудование обеспечит заданное договором снижение потребления энергоресурсов. Обеспечило - тогда расплачиваетесь, не обеспечило- тогда тот, кто вам поставил это оборудование, несёт штрафные санкции.
Как устроен энергосервисный контракт?
Рассмотрим например английский контракт, завязанный на результат, связанный с энергоэффективностью, для простоты примера за отопление.
Точкой отсчёта берутся текущие платежи за определённый период (год), учитываются тренды по увеличению тарифов. После этого подписывается энергосервисный контракт и в рамках контракта оговариваются мероприятия по сокращению энергопотребления при обязательном условии, обеспечение комфортных условий.
После подписания контракта энергосервисная компания реализует некие мероприятия, в первую очередь это может быть уменьшение теплопотребления, за счёт утепления здания (й), оптимизации режимов теплоподачи и т. д. Принципиально важно, что сбережение энергоресурсов - это не следствие понижения температуры и ухудшения комфортных условий.
Логика энергосервисных контрактов заключается в следующем: на протяжении действия энергосервисного контракта, бюджетная организация, как правило, не сокращает расходы, связанные с содержанием здания и оплатой коммунальных услуг, но эти расходы передислоцируются. Деятельность энергосервисных компаний позволяет сразу сократить расходы на оплату коммунальных услуг и передислоцировать высвободившиеся средства в капитальное улучшение здания, в установку оборудования, проведение неких мероприятий, связанных с энергосбережением. По существу вы вместо текущих издержек на оплату коммунальных услуг переносите эти деньги на капитализацию и улучшение качества содержаниия здания и занимаются этим люди профессионально, к этому подготовленные, которые занимаются этим делом как бизнесом.
Как структурируются энергосервисные договоры, какие риски существуют.
Какие типы энергосервисных контрактов существуют и история развития энергосервиса в международной практике.
Вопрос энергоэффективности был инициирован в конце 70 – х годов в связи с возникшей необходимостью экономии энергоресурсов. Самый большой импульс энергосервисный бизнес получил с середины 90 х годов, опять же в связи с существенным подоражанием энергоресурсов. Причём это бизнесы относительно новые, т.е. не имеют длительной истории. Традиционно в странах западной Европе в штатах и Канаде этот бизнес развивался, как правило, в бюджетном секторе. Почему? Ну, причины две: во-первых, в секторе коммерческом, секторе промышленном, там, где это связанно с производством товаров и услуг, те кто производит товары и услуги достаточно хорошо знает как эффективно сокращать энергопотребление в рамках конкретных технологий. А вот всё, что связанно с публичным сектором и жилищным сектором, как правило, это вопросы, связанные с содержанием зданий.
Совсем недавно, не только у нас, но и во всём мире, как правило, за состоянием школьного здания отвечает директор школы, за здание больницы, где находится лечебное учреждение- главврач. Понятно, что профессионально они объективно мало понимают как правильно содержать это здание, какие профессиональные навыки нужны для того, чтобы это здание содержать, потому, что их профессия другая, сфера деятельности связанна или с образованием либо лечебной деятельностью. И это в значительной степени обуславливает то, что управление такими зданиями происходит не на профессиональном уровне, а на уровне завхоза, который отвечает за то, чтобы всё было покрашено и стёкла целы. Аналогичная ситуация и в жилье, особенно жилье российском. В многоквартирных домах после того, как мы приватизировали всё жильё, когда у нас собственник должен править парадом, а он мало, что в этом понимает. А те, кто занимается этим делом профессионально, я имею в виду управляющие компании, находятся в таких правилах игры, что им не до повышения энергоэффективности, голова болит совсем о других проблемах. Попробуем разобраться как всё это скрещивать.
Административное внедрение энергосервисов как раз и было связанно с тем, что в бюджетном секторе возникла необходимость оптимизации расходов в связи с резким удорожанием энергоресурсов. Чтобы всё больше и больше средств бюджета не тратилось на содержание зданий возникла тема удешевить их содержание. Например, если говорить про Американский рынок энергосервиса, то он совершенно чётко делится на три основных сегмента: это административные здания, госпитали и школы и университеты. Практически 80% американского энергосервиса - это обслуживание трёх основных секторов административных зданий. И точно так же эта ситуация развивалась в Европе, причём были свои серьёзные бюджетные проблемы и нельзя сказать, что все они решены окончательно. Главная проблема была связанна с бюджетным законодательством европейских стран, где деньги жёстко поделены между бюджетом операционной деятельности и бюджетом инвестиций. Это просто табу! Деньги из операционного бюджета не могут быть легко переброшены в бюджет инвестиций и наоборот. У нас этого нет такого жёсткого деления, в данном случае в истории с энергосервисными контрактами это плюс. Почему это вызывало проблемы? Логика энергосервиса в чём заключается? Те расходы, которые сегодня рассматриваются как операционные расходы, оплата коммунальных услуг, в рамках энергосервисного договора превращаются в расходы инвестиционные, в установку оборудования проведение мероприятий на здании и т.д. То есть это уже инвестиции и это очень часто вызывало бюджетные проблемы в странах Западной Европы в рамках реализации таких контрактов.
Подробнее...