На работе мы проводим треть жизни. Но, как поётся в известной песне, «нет чудесней ничего, чем та земля под небесами, где крыша дома твоего…», и большую часть суток мы всё же находимся дома, в кругу семьи и друзей. Естественно нам хочется, чтобы наше жилище было тёплым, красивым и удобным. Лифт, телефон, водопровод, горячая вода значительно облегчают жизнь, но если квартира не будет в достаточной степени защищена от шума, она перестанет отвечать своему основному назначению – быть местом труда и отдыха после работы.
Гигиенистами давно определены допустимые уровни шума на территории жилой застройки для дневного времени (от 7 до 23 часов) – 55 дБ (децибел), для ночного (от 23 до 7 часов) – 45 дБ, а для жилых комнат и квартир – до 40 дБ, дневной норматив и 30 дБ ночью. Чтобы было с чем сравнивать, напомним: обычный разговор в комнате – это 50 – 60 дБ, шум, громкая музыка, транслируемая по радио, - 80 дБ, шум трамвая, идущего по улице, - 88 дБ.
Решая задачи борьбы с шумом, при разработке генеральных планов развития и реконструкции городов, планировке и строительстве жилых массивов, проектировании жилых зданий, отведении территорий для промышленных объектов следует ориентироваться и на соответствующие санитарные нормы.
Источники и виды шума, проникающего в наши квартиры, многочисленны и разнообразны. Но в основном это шумы улицы – городского транспорта, инженерно- и санитарно-технического оборудования, шум со двора и шум, производимый самими жильцами. Не менее разнообразны и средства защиты.
К наиболее эффективным относятся, прежде всего, градостроительные средства. От того, как спроектирован жилой массив, микрорайон, квартал, дом, квартира, во многом зависят и их шумозащитные и звукоизоляционные качества… Десятки министерств и ведомств, научно-исследовательских учреждений и предприятий участвуют в создании современного жилища. Значительная часть проектов планировки и застройки городских жилых районов выполняется с учётом требований шумозащиты. Этому способствуют и специальные «Строительные нормы и правила (СНиП) «Защита от шума».
Пока самое верное средство сберечь в домах тишину – строить их подальше от источников шума. Например, только простое удаление от автотрассы на 200 метров помогает избавиться от 20 децибел. Поэтому как при реконструкции (в расчёте на перспективу), так и при новой застройке архитекторы располагают здания и сооружения по зонам. Первая зона – самая близкая к оживлённой магистрали, обычно заполняется предприятиями торговли и бытового обслуживания, складами, гаражами, защитными полосами зелёных насаждений; вторая – кинотеатрами, кафе, спортивными площадками, административными учреждениями и, наконец, третья- наиболее удалённая от дороги, - жилыми домами, больницами, детскими садами. Этажность зданий повышается по мере удаления от источника шума. Размеры этих зон могут быть сильно сокращены, если на пути шума поставить преграды (экранирующие здания или стенки), использовать насыпи, выемки, зелёные полосы из взрослых деревьев и кустарников.
Строительные решения современного города базируются, прежде всего, на комплексном, всеобъемлющем учёте многих и многих данных, обеспечивающем наиболее полную гармонию города и природы, являющемся надёжной гарантией защиты его от всякого рада загрязнений, в том числе и шумовых.
Попробуем проследить это на примере последнего Советского генерального плана развития Москвы (1971 г.).
Во-первых, согласно ему, границы Москвы до 1990 года расширять не планировалось, хотя и были определены территории, в пригородной зоне, для будущего расширения.
Во-вторых, численность населения с учётом естественного прироста и убыли должна были оставаться стабильной.
В-третьих, решением Совета Министров СССР запрещалось в лесопарковых зонах строить новые и расширять действующие промышленные предприятия. Промышленные предприятия, не отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, должны были выводиться за черту мегаполиса, а мелкие, нерентабельные фабрики и заводы с малоценными фондами, занимающие неприспособленные помещения и мешающие реконструкции столицы, - ликвидироваться. В то же время небольшие предприятия, продукция которых в основном шла на нужды Москвичей и населения области, должны были объединяться в крупные комплексы и размещаться в специальных производственных зонах.
В генеральном плане предусматривалось образование восьми планировочных зон, охватывающих всю территорию Москвы. В каждой из таких зон должно было проживать до миллиона человек. Планировочные зоны имели лишь градостроительное значение и не совпадали с административно-территориальным делением столицы. В каждую из них попадало по несколько районов.
В одну из зон, ограниченную пределами Садового кольца, входила исторически сложившаяся центральная часть города. Расположенные здесь сооружения и исторические памятники. Важнейшие учреждения, театры, музеи, выставочные залы. Именно сюда ежедневно устремлялись многочисленные потоки москвичей и гостей столицы. Это одна из самых шумных зон города, поэтому население её планировалось постепенно уменьшать до 250 – 300 тысяч человек. Ветхие и малоценные застройки и здания, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, постепенно удалить, так же как все шумные промышленные предприятия. Особенно большое внимание архитекторы уделили созданию удобной системе связи центра с другими зонами, разгрузке его магистралей и площадей от транспортного транзита, организации движения транспорта и пешеходов в разных уровнях и ярусах.
Семь других планировочных зон, где в предыдущие десятилетия в основном осуществлялось массовое жилищное строительство, разметили вокруг центральной. В них, по генеральному плану, предполагалось перевести многие учреждения и институты, предприятия и учебные заведения. Делалось это для того, чтобы подавляющее большинство жителей той или иной зоны, не покидая её, могли быстро добраться из дому до работы или в места, где они решили провести свой досуг.
Таким образом, классическая триада градостроителей «жилище – труд – отдых» должно было получить своё практическое воплощение. По этому принципу велось строительство в Пролетарском и Москворецких районах Москвы, где создавались новые жилые массивы – Волхонка – ЗИЛ, Нагатино, Коломенское, обеспечивающие жильём работающих в восточной промышленной зоне. Переход к строительству 9-, 16-, 20-этажных зданий означало качественный скачок в повышении жилищного комфорта. Высотная застройка дала возможность рациональнее компоновать жилые районы, высвобождая территорию для скверов, площадок отдыха и спортивных комплексов, позволило увеличить разрыв между домами и транспортными магистралями, производственными и другими шумными объектами.
Первоначальными планировочными образованиями, из которых складываются районы города, считаются микрорайоны. Особенность микрорайона 70-80-х годов в том, что городские или районные транспортные пути не пересекают его территорию – они лишь ограничивают её. В пределах этой границы жителям обеспечена полная безопасность по дороге к школам, детским садам, предприятиям культурно-бытового обслуживания, торговли и общественного питания, так как пешеходное движение здесь отделено от проезжей части. Въезд автотранспорта в микрорайоны запрещался и предельно ограничивался. Люди же в его пределах ходили только пешком.
Примером такой советской застройки жилого района служат Мещерские озёра в Нижнем Новгороде.
Большинство улиц наших городов застроены фронтально, дома обращены фасадом к транспортным магистралям. При таком расположении дома шум беспрепятственно проникает в квартиры, мешает отдыху, раздражает. Новые кварталы стали строить иначе, располагая здания косо или торцом к улице, но и это не идеальный выход: шум идёт между домами, отражается от стен, усиливается и создаёт гул. Учёные с помощью экспериментального города-полигона разработали новые интересные строительные решения. Оказалось, что при торцевой застройке во избежание многократного отражения звука следует ставить между домами «экраны», не пропускающие шум в коридор, - магазины, парикмахерские, ателье, бытового обслуживания. Примером такой застройки в Москве может служить улица Горького (Новый Арбат) где экранами служат – одно – двухэтажные здания их стекла и бетона, в которых в то время размещались предприятия торговли и бытового обслуживания, - как бы загораживающие собой жилые дома и учреждения от шума транспортной магистрали. Шумозащитные свойства этого искусственного барьера усилили ещё и зелёными бульварами, протянувшимися вдоль всего проспекта.
«Стена безмолвия» преградила доступ уличного шума в жилое здание, проект которого выполнили ленинградские учёные и специалисты.
Этот 13-этажный дом, длинной более трёхсот метров, служит одновременно и акустическим экраном для остальной внутриквартальной территории. Воздействию гудящей магистрали подвержены лишь лестничные клетки, коридоры, кухни. Спальные комнаты обращены во двор и надёжно изолированы от шума. Причём собственно жилая часть здания начинается в с третьего этажа. Подобные же шумозащитные дома строились в Москве, Киеве, других городах.
Пример, дома серии П-55, в котором по фасаду, обращённому к улице, расположены главным образом подсобные помещения.
В 1981 году принят в эксплуатацию дом на Дмитровском шоссе в Москве. Его жилые комнаты смотрят во двор, а на магистраль – лестничные клетки да кухни. В результате – двойная выгода: для жильцов не только этого дома, но и тех, что стоят в глубине квартала под его звукоизолирующим прикрытием.
Первый на Украине шумозащитный-звукоизолированный дом возведён в Киеве в 1980 году. Он поднялся на улице с оживлённым движением – здесь проходит линия трамвая, беспрерывно бегут автомобили. Но за утолщёнными стенами, отделанными штукатуркой с звукоизолирующими свойствами, царит вполне сносная «домашняя» тишина. Дом спроектирован так, что все жилые комнаты в нём ориентированы с сторону «акустической тени» - окнами о двор – и отделены от подсобных помещений двухслойными звукоизоляционными перегородками, а от улицы – длинными коридорами, окна которых оборудованы специальными шумозащитными выступами.
В шумозащищённых проектах домов использовался так называемый принцип зонирования. Помещения в квартирах делились как бы на две зоны: одна включала комнату, кухню и переднюю, другая – спальные комнаты и непосредственно примыкающий к ним санузел. Вторая зона располагалась, в глубине квартиры, причём санузел и спальню разделяет специально рассчитанная звукоизоляционная перегородка. А трубы (стояки) размещаются у самой отдалённой от спальни стены, между туалетом и ванной.
Строились и двухэтажные квартиры, где спальни помещались на втором этаже, а подняться в них можно по внутриквартирной лестнице. Прелесть этих проектов в том, что над головой нет соседей, а следовательно и лишнего шума.
Промышленность к началу 80-х освоила выпуск самых современных строительных материалов и конструкций. Сборный железобетон, панели, блоки почти вытеснили кирпич, толщина стен и перекрытий уменьшились более чем в два раза. Но это не ухудшило звукоизоляционные свойства возводимого жилья. Применение современных и качественных теплоизоляционных и звукоизоляционных материалов, новых технологий и приёмов, позволило даже улучшить шумоизоляционные качества зданий и сооружений.
Малой звукопроводностью обладает, например, арболит. Вообще лёгкие бетоны широко использовались для изготовления большого ассортимента деталей. Они позволили улучшить теплотехнические и акустические показатели, значительно снизить вес зданий, успешно решить проблему объёмного и многоэтажного строительства.
Изделия из армоасбоцемента, многие строительные материалы и детали, изготовленные из полимеров и пластмасс, обладают хорошими изоляционными качествами. Например, полистирольный пенопласт толщиной в 1 см является такой же звукоизоляционной преградой, как два сложенных вместе кирпича. А стена толщиной 8 – 10 сантиметров, состоящая из двух слоёв пластика – полиэфира и стекловолокна, между которыми проложен жёсткий пенопласт, по своим звукоизоляционным свойствам соответствует кирпичной кладке толщиной 1,3 метра и надёжно защищает здание от шума.
Строительный материал из стекла – стеклопрофилит с точки зрения тепло- и звукоизоляции превосходит все известные материалы из стекла и может поспорить с глухими межкомнатными оштукатуренными перегородками.
Промышленность освоила крупногабаритные трёхслойные панели стен и несущей кровли с эффективным тепло- и звукоизолирующим слоем из сотопласта и пенопласта, перекрытия из минерало- и стекловатных плит, оконные и дверные блоки и двери, изготовленные из стеклопластика и полиэфирных пластмасс на войлочной или пористой подоснове, асбестосмоляные плитки для паркета и другие строительные изделия из полиэфирных, эпоксидных, карбомидных смол, пенополистирола, пенопластов, бесцветные и прочные лаки для полов. Эти и многие другие строительные материалы всё больше применялись в массовом жилищном строительстве. Одно из главных из достоинств заключается в низкой звукопроводности.
Для улучшения звукоизоляции межэтажных перекрытий широко применялась технология «бесшумный пол». Пол покоящийся на специальных звукоизоляционных прокладках из мягкого упругого материала (строительный картон) и не касается ни несущих конструкций здания, ни перегородок, ни труб. Звукоизоляция, созданная этими новыми типами перекрытий, даже превысила, требования санитарных и строительных норм.
Подробнее...